Обработка ордером полуциркульных оконных проемов
Полуциркульное окно – окно, вытянутые в вертикальном направлении, но заканчивающиеся сверху полукругом. В подобное окно можно вписать два или полтора круга.
При желании проем можно обработать так — поместить над окном сандрик, для этого надо получить две вертикальные линии, определяющие место и пределы его карниза. Далее с наличником, наподобие контрналичника, проводятся две вертикальные линии, которые и определяют длину карниза сандрика.
Остается определить высоту расположения карниза. Если бы окно не завершалось сверху полукругом, наличник прошел бы горизонтально, превратившись в архитрав, над ним расположился бы гладкий фриз и выше – карниз. В этом же случае наличник слева и справа по кругу спускается вниз. Проводим непосредственно над наличником (архивольтом) какую-нибудь, хотя бы самую узкую горизонтальную тягу в виде валика, астрагала и т. п.; этого вполне достаточно, чтобы трактовать часть над ней как фриз. Ширина фриза приблизительно равна архивольту, а выше определяется место для карниза.
Дальше сандрик можно поддержать кронштейнами, увенчать фронтоном любой формы.
Наконец, эту форму можно развивать еще, оставаясь в пределах знакомых приемов: наличник, окружающий полукруглую часть, можно рассматривать как архивольт, который только обходит полукруглую часть и опирается на импост,– верх импоста равняется с центром арки, а ширина импоста равна ширине архивольта. Профилю импоста можно придать профиль архитрава, но можно также обработать импост в форме простой капители. В этом случае вертикальную часть наличника естественно рассматривать как столбик, как пилястр. Тогда, чтобы быть последовательным, надо дать этому пилястру и базу. Ввиду того, что все формы вокруг окон довольно мелкие, нежные, можно сделать на плоскости пилястра филенки и даже украсить ее орнаментом.
«Брамантово окно»
Таким образом, в окончательном виде получается окно с полукруглым верхом, у которого в прямых частях по бокам поставлены небольшие пилястры, несущие на себе арку; между полем стены и полем пилястра введена плоскость, рисующаяся в виде прямоугольника, заканчивающегося сверху карнизиком; для ясного обозначения фриза под карнизом, непосредственно над архивольтом проведен горизонтальный узкий профилек. Треугольники, получившиеся по бокам арки,, обработаны филенками, иногда с кружками в середине. В середине арки можно выделить замковый камень, часто обработанный в виде кронштейна. Вся композиция этого окна, в сущности, не содержит ничего’ нового, но естественно и последовательно вытекает из форм, уже применявшихся в отделке прямоугольных окон. Стоило только поставить задачу обработать полуциркульное окно как прямоугольное, и средства разрешения приходят сами собой и самым естественным образом располагаются по местам.
За этими окнами у западных исследователей закрепилось название, указывающее на их автора, – брамантовы окна.
Тройное окно Палладио
Состоит из большого полуциркульного отверстия с архивольтом, опирающимся на импост, разработанный в виде антаблемента, продолженного влево и вправо от окна. Этот антаблемент с каждой стороны окна подперт в двух местах: непосредственно под архивольтом и на некотором расстоянии от этих колонн.
Таким образом, по сторонам среднего большого полуциркульного окна получаются два прямоугольных окна, высотой, равной колонкам, но с незначительной шириной. Обычно эти узкие окна ограничены с одной стороны свободной круглой колонкой, а с другой – либо полуколонкой, либо полупилястром.
Вся композиция заключена в прямоугольник, ограниченный сверху антаблементом, завершающим здание или этаж, и двумя трехчетвертными колоннами или столбами, поставленными в центре простенков. Получающиеся по бокам арки поля стены обрабатывались различно. Здесь помещались филенки и скульптурные украшения, или же круглые окна.
“Палладиево окно” вызывает довольно разноречивую оценку. Некоторые находят его недостаточно прочным, неустойчивым, считают, что средние колонки находятся в несколько рискованном положении.
Общие сведения при построении ордера
- Название основных элементов
- Измерение ордеров и пропорционирование
- Ордера в массах
- Построение обломов
- Утонение
- Каннелюры
- Витая колонна
- Карниз Виньолы
- ВСЕ ОБ АРХИТЕКТУРНОМ ОРДЕРЕ