Коринфский ордер
Происхождение , символика, легенды
Как известно, из двух «старших» ордеров, дорический называют мужским ордером, и он действительно, по словам Витрувия «подражает суровой мужской красоте», ионический же воплощает женское начало. С символикой коринфского ордера дело обстоит несколько загадочней. Витрувий говорит, что он «подражает девичьей стройности».
На первый взгляд это выглядит несколько натянутым и не столь очевидным, как с в двух предыдущих случаях. Да и почему тогда существует один «мужской» ордер в противовес двум, воплощающим женское начало? И это у греков, славящихся своей любовью к логике и симметрии.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальней рассмотреть символику деталей коринфской капители, а также учесть характер эпохи, в которую она родилась. К счастью, изобретение коринфского ордера хорошо документировано.
Витрувий указывает на то, что матерью «третьего» ордера была ионика. В этих двух ордерах действительно много общих черт, отсутствующих в дорическом. Также «девичий» ордер родился спустя пять столетий после первых обнаруженных образцов ионического.
Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение. Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.
У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.
Самое большое изображение аканфа, которое известно в истории и археологии – каменный столп в Дельфах. (Сейчас его нижняя часть и капитель хранятся в Дельфийском музее). Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.
Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона. Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.
Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).
Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью. В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.
Часто лекифы с документальной точностью изображают сцены похорон. На них всегда присутствует аканф – надгробный памятник обвязан лентами (пурпурными тениями) – часто листья аканфа воткнуты в тении или посажены в сосуд, или находятся в корзине у подножия стелы.
Встречаются листья аканфа, изготовленные из бронзы. Самый знаменитый пример – листья, украшавшие колесницу, на которой везли тело Александра Македонского из Вавилона в Александрию. Но помимо этого существует еще очень много колонн, вплоть до портика Октавии в Риме, где каменную капитель обвивают выполненные из бронзы листья аканфа. Зеленая патина изображает живые листья – жизнь, возрождение, силы природы, вечно умирающей и возрождающейся каждой весной.
Не стоит упускать из виду и значение треножника, присутствующего в Дельфийской колонне, также символизирующего новое рождение.
Треножники играли в Древней Греции туже роль, что сейчас кубки победителей спортивных соревнований. Они выставлялись на показ. В Дельфах была целая так называемая «улица треножников», которая вела к святилищу Диониса. Но треножники были и сакральными предметами – в Дельфах на одном из них сидела сивилла. Изначально треножник был простым котлом на трех ножках, который ставился над очагом.
Во многих эпосах мира котел – это источник неисчерпаемой силы, это щедрая материнская утроба, из которого мы все появились на свет и в которое уйдем, чтобы родиться снова. Многие мифы рассказывают о боге или герое, который искупался в кипящем котле, чтобы омолодиться. Этот мотив всем нам знаком с детства из «Конька-Горбунка».
Существует несколько построек V в. до н.э., в которых присутствует «девичий» ордер.
Это храм Аполонна в Басах (550 – 425 гг. до н.э.), в его целле находиться единственная в храме и самая ранняя коринфская капитель. Эта колонна была создана при жизни Каллимаха Афинского, который, если верить Витрувию, первым перевел «природные» бронзовые формы аканфа в камень. Спустя примерно век Скопас возводит храм Афины Алеи в Теге, в котором снаружи использует дорический ордер, а внутри – коринфский.
Также сочетание ордеров встречается и в толосах: в дельфийском (около 375 г. до н.э.), и в замечательном толосе Асклепия в Эпидавре, созданном Поликлетом младшим. В этих храмах бог небесный часто соединялся с подземной силой: Аполлон с Асклепием в Эпидавре, Афина с змеем Алеем в Тегее. Сочетание ордеров стало правилом, которому следовали архитекторы IV в. до н.э.: в храме Зевса в Немее или в храме Матери богов в Олимпии, построенном позже, ионический ордер сочетается с коринфским.
Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.
Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.
Ионический ордер со своей зрелой гармонией обозначает всю сумму идей, связанных с матерью-богиней плодородие, смерть, бессмертие – породил «девичий» ордер. Персефона, дочь Деметры и богиня царства мертвых, была девой греческой религии; таким образом, архитектурный ордер, выражавший идею целомудрия, мог приобрести «девичьи» очертания. Более поздняя популярность коринфского ордера у римлян связана не только с их вкусом к утонченному и изящным формам, но и с их религиозными предпочтениями. Любовь к коринфскому ордеру у христианских строителей могла быть отголосками тех же представлений о чистоте и возрождении.
При написание это текста использовалась статья
«Коринфский ордер» Дж. Рикверта
Еще о коринфском ордере:
- Легенда
- Греко-коринфский ордер
- Пьедестал и база
- Капитель и антаблемент
- Построение капители
- Колоннада
- По Витрувию, Палладио и другим