Коринфский ордер / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Коринфский ордер

Происхождение , символика, легенды

Как известно, из двух «старших» ордеров, дорический называют мужским ордером, и он действительно, по словам Витрувия «подражает суровой мужской красоте», ионический же воплощает женское начало. С символикой коринфского ордера дело обстоит несколько загадочней. Витрувий говорит, что он «подражает девичьей стройности».

На первый взгляд это выглядит несколько натянутым и не столь очевидным, как с в двух предыдущих случаях. Да и почему тогда существует один «мужской» ордер в противовес двум, воплощающим женское начало? И это у греков, славящихся своей любовью к логике и симметрии.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальней рассмотреть символику деталей коринфской капители, а также учесть характер эпохи, в которую она родилась. К счастью, изобретение коринфского ордера хорошо документировано.

Витрувий указывает на то, что матерью «третьего» ордера была ионика. В этих двух ордерах действительно много общих черт, отсутствующих в дорическом. Также «девичий» ордер родился спустя пять столетий после первых обнаруженных образцов ионического.

Происхождение коринфского ордера

Каллимах у могилы коринфской девушки. Иллюстрация из трактата Р. Фреара де Шамбре «Параллель между древними и современными ордерами», Париж, 1651 г.

Существует красивая легенда о происхождении коринфской капители, описанная Витрувием: «… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «искусник», проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизной и причудливостью  формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».

В этой легенде все элементы складываются в логичное символическое кольцо: девушка – смерть – могильное приношение – аканф – весна – возрождение.  Для нас пояснение требует только аканф, который свяжет все воедино и раскроет смысл немного грустной и загадочной истории.

Аканф

Аканф — это обычный сорняк, известный каждому, кто хоть раз занимался прополкой огорода)))

У аканфа большие свисающие вниз листья, какие и запечатлел в своей капители Каллимах. Как и наш одуванчик, аканф может расти на самой неплодородной и каменистой почве, и поэтому он является символом силы возрождения.

Самое большое изображение аканфа, которое известно в истории и археологии – каменный столп в Дельфах. (Сейчас его нижняя часть и капитель хранятся в Дельфийском музее). Эта колонна высотой девять метров была сложена из пяти барабанов, ее база сделана в виде огромного аканфа, ствол – виде стебля какого-то фантастического растения. Капитель состоит из интересной композиции: три полуобнаженные танцовщицы в венках, повернутые спиной друг к другу, стоящие вокруг толстого ствола аканфа, поддерживающего чашу бронзового треножника, чьи ножки опираются на листья аканфа, на которой стоят эти фигуры.

Каменный столп Диониса из Дельф

Эта колонна изначально стояла на подиуме перед входом в храм Аполлона.  Но колонна посвящена не Аполлону, а другому богу – Дионису, который чередуясь с богом солнечного света, правит в Дельфах по временам года.

Дионис – умирающий и воскресающий бог. Танцовщицы на капители – это его жрицы – фиады. Когда Диониса (по разным версиям в образе человека или животного) разорвали на множество частей и похоронили на Парнасе, из его останков на поверхность пробились побеги аканфа. Однажды фиады танцевали на месте погребения и ударами своих ног разбудили Диониса Ликноса (весеннего Диониса, Диониса младенца).

Но греки до поры до времени ассоциировали аканф только со смертью.  В погребальных обрядах они на ряду с многими травами неизменно использовали аканф. Он традиционно встречается на белофонных лекифах – небольших стройных сосудах с изящным длинным горлышком, предназначавшихся для окропления могилы и тела покойника маслом в момент погребения.

Часто лекифы с документальной точностью изображают сцены похорон. На них всегда присутствует аканф – надгробный памятник обвязан лентами (пурпурными тениями) – часто листья аканфа воткнуты в тении или посажены в сосуд, или находятся в корзине у подножия стелы.

Встречаются листья аканфа, изготовленные из бронзы. Самый знаменитый пример – листья, украшавшие колесницу, на которой везли тело Александра Македонского из Вавилона в Александрию. Но помимо этого существует еще очень много колонн, вплоть до портика Октавии в Риме, где каменную капитель обвивают выполненные из бронзы листья аканфа. Зеленая патина изображает живые листья – жизнь, возрождение, силы природы, вечно умирающей и возрождающейся каждой весной.

Не стоит упускать из виду и значение треножника, присутствующего в Дельфийской колонне, также символизирующего новое рождение.

Треножники играли в Древней Греции туже роль, что сейчас кубки победителей спортивных соревнований. Они выставлялись на показ. В Дельфах была целая так называемая «улица треножников», которая вела к святилищу Диониса. Но треножники были и сакральными предметами – в Дельфах на одном из них сидела сивилла. Изначально треножник был простым котлом на трех ножках, который ставился над очагом.

Во многих эпосах мира котел – это источник неисчерпаемой силы, это щедрая материнская утроба, из которого мы все появились на свет и в которое уйдем, чтобы родиться снова. Многие мифы рассказывают о боге или герое, который искупался в кипящем котле, чтобы омолодиться. Этот мотив всем нам знаком с детства из «Конька-Горбунка».

Существует несколько построек V в. до н.э., в которых присутствует «девичий» ордер.

Самая ранняя из сохранившихся коринфских колонн в Храме Аполлона в Бассах, чертежи и интерьер

Это храм Аполонна в Басах (550 – 425 гг. до н.э.), в его целле находиться единственная в храме и самая ранняя коринфская капитель. Эта колонна была создана при жизни Каллимаха Афинского, который, если верить Витрувию, первым перевел «природные» бронзовые формы аканфа в камень. Спустя примерно век Скопас возводит храм Афины Алеи в Теге, в котором снаружи использует дорический ордер, а внутри – коринфский.

Также сочетание ордеров встречается и в толосах: в дельфийском (около 375 г. до н.э.), и в замечательном толосе Асклепия в Эпидавре, созданном Поликлетом младшим. В этих храмах бог небесный часто соединялся с подземной силой: Аполлон с Асклепием в Эпидавре, Афина с змеем Алеем в Тегее. Сочетание ордеров стало правилом, которому следовали архитекторы IV в. до н.э.: в храме Зевса в Немее или в храме Матери богов в Олимпии, построенном позже, ионический ордер сочетается с коринфским.

Толос Асклепия в Эпидавре, архитектор - Поликлет младший, фасад и разрез, реконструкция

Так почему же коринфский ордер возник именно на рубеже V и IV вв. до н.э.? Дело в том, что в этот момент религиозные верования греков претерпевали кризис. Упорядоченное космическое представление о божественном пантеоне безотносительное к конкретному живому человеку начало вытесняться аттическим реализмом и стоическим рационализмом. Люди захотели других философских установок, взывающих к их личному внутреннему миру, а также личного спасения. Все это вызвало интерес к архаическим культам, в том числе и культу Диониса.

Использование греками коринфской колонны в единственном числе или же в небольшом количестве и только в интерьере свидетельствует о том, что роль этой колонны еще не свелось к только строительному элементу, и религиозно-символический образ этого ордера было кристально ясным.

Ионический ордер со своей зрелой гармонией обозначает всю сумму идей, связанных с матерью-богиней плодородие, смерть, бессмертие – породил «девичий» ордер. Персефона, дочь Деметры и богиня царства мертвых, была девой греческой религии; таким образом, архитектурный ордер, выражавший идею целомудрия, мог приобрести «девичьи» очертания. Более поздняя популярность коринфского ордера у римлян связана не только с их вкусом к утонченному и изящным формам, но и с их религиозными предпочтениями. Любовь к коринфскому ордеру у христианских строителей могла быть отголосками тех же представлений о чистоте и возрождении.

При написание это текста использовалась статья
«Коринфский ордер» Дж. Рикверта

Еще о коринфском ордере: