Ионическая волюта, бронзовый циркуль и раковина телескопиум
Пост взят с замечательного дневника на ЖЖ
у пользователя carmelist
Волюта — эта благородная геометризированная завитушка, свисающая с ионической капители, когда-то была вожделением и зубной болью студентов-первокурсников. Вычерченная правильно, она всегда приносила гарантированную пятёрку. Но для этого требовалось долго корпеть над идеальными параметрами её глазка.
Волюта ионической капители из Герасы.
Видите в центре волюты плоский кружок? Это её глазок. Чтобы стало понятно, в чем заключается основная проблема построения волюты и зачем ей нужен глазок, посмотрите на рисунки ниже, которые я позаимствовал на одном умном сайте. В черчении такое плавное перетекание линий одна в другую называется «сопряжением». В данном случае речь идёт о сопряжении дуг окружностей, хотя могут быть сопряжения дуг и прямых линий. Основная тонкость заключается в том, что три точки — центры двух дуг и точка их сопряжения, обязательно должны быть расположены на одной соединяющей их прямой. Полагаю, на рисунках это хорошо видно.
Вот вам еще пара примеров сопряжения трех дуг.
* * *
А теперь взгляните на левую нижнюю часть этого чертежа (или аналогичного ниже). Круг со вписанным в него квадратом и сложной графической формулой внутри — чертеж глазка волюты ионической капители. Он представляет собой систему точек, на которые поочерёдно должна опираться игла циркуля, и через которые проходят те самые прямые, соединяющие дуги и точки их сопряжений. А дуг в волюте ионической капители может быть до полусотни. Все зависит от изобретательности того или иного способа построения волюты. Чем больше дуг, тем точнее и естественнее спираль волюты.
А способов построения спирали и соответственно её глазка существовало немало. Я их все не помню.
Если не ошибаюсь, слева Витрувианская спираль, справа — спираль Альберти, а ниже вариант глазка по трактату Палладио.
Элегантное построение волюты предложил Микеланджело в капелле Медичи. Ниже вы видите спираль и структуру её глазка от великого итальянца.
А, кстати, вы не задумывались, чем Микеланджело чертил свои волюты? Исследователи его творчества настаивают, что на фотографии ниже мы видим набор его чертежных инструментов. Забавная элегантная вещица! Но это чинквеченто. А что было ранее, в Риме, в классической Греции? Чем резчики расчерчивали профили волют для произведений Иктина?
Само слово циркуль происходит от латинского circulus — «круг, окружность, кружок», от латинского же circus — «круг, обруч, кольцо»…
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент — история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет — судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II — I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей. Причем в Помпеях найдены инструменты уже совсем современные: циркули с загнутыми концами для измерения внутренних диаметров предметов, «кронциркули» для измерения максимального диаметра, пропорциональные — для кратного увеличения и уменьшения размеров. (источник)
Выглядели античные циркули примерно так:
Что скажете? Мой вопрос в первую очередь к тем, кто не раз чертил волюту вручную и знает почем фунт лиха. Можно этим инструментом добиться идеальной точности спирали? Это еще что! Представьте себе каменотеса, процарапывающего всю эту красоту на поверхности камня! А как же иначе? Вот он ниже пример такого граффити, найденного на стенах ренессансного замка Шамбор. Могу поверить, что примерно так работали и в математизированном с лёгкой руки Витривия Риме, таким же образом была расчерчена спираль волюты из Герасы. А что было в 5 веке до н.э, в гибкой многоликой греческой античности.
Михайловский И.Б. — автор очень известного в среде русскоязычных архитекторов трактата «Архитектурные формы античности» , считал , что «тонко прочувствованные очертания элементов греческих профилей, этой каменной азбуки архитектурных поэм Эллады, не поддаются вычерчиванию циркулем, а могут быть вырисованы лишь от руки». Я бы поверил Михайловскому, если бы сам не попробовал прорисовать такую спираль от руки. Боюсь тут надо быть рисовальным гением.
Скорее всего метод греков был проще. Из всего, что я когда-то слышал и читал, мне особенно полюбилась версия, описывающая использование естественных спиралей — морских раковин. Их много. Посмотрите на фотографию, все они обладательницы идеальной спирали. Но есть среди них одна — раковина Телескопиум, которая абсолютно соответствует требованиям классической спирали.
Potamides telescopium — Telescopium telescopium
Обитает в Тихом и Индийском океанах. Высота раковины до 100 мм. Раковина толстостенная крепкая, конической формы с равномерно нарастающими оборотами. Сифональный вырост короткий, S-образно изогнутый, канал широкий. Устье овальной формы, вытянутое перпендикулярно оси раковины. Спиральная скульптура характерна для данного вида. Она представлена широкими спиральными ребрами по шву оборотов, над и под ними располагаются тесно примыкающие ребра в два раза меньшей ширины и менее выпуклые, еще одно тонкое ребро проходит по центру оборотов с большими промежутками между широкими ребрами. Цвет раковины светло или темно-коричневый, верхние обороты окрашены в более светлые тона, могут быть белыми. Обитает на илистом грунте мангровых болот от уреза воды до глубины в несколько метров. Обычный, местами многочисленный вид.
Вы все помните, что первым греческим циркулем были две палочки соединенные веревкой? А если вместо второй палочки использовать раковину Телескопиум. Я сделал для вас небольшой коллаж, который иллюстрирует принцип изображения спирали при помощи раковины. Нить или тонкая веревка накручивается на раковину. Один её конец привязан к выступу, второй к чертежной палочке. Разматывая веревку можно получить идеальную спираль нужного размера. Причем не один раз. Проверено.
* * *
Еще о ионическом ордере:
- Греко-ионический ордер
- Пьедестал и база
- Капитель и антаблемент
- Построение волюты и иоников капители
- Колоннада