Основые правила ордерных систем Палладио и Виньолы
Простые кратные отношения в ордерах, разработанные архитекторами Возрождения, легко запоминаются и облегчают технику расчета и начертания ордера.
Системы архитектурных ордеров продолжали разрабатываться в Италии в эпоху Возрождения в XV и XVI вв. и законченную систему получили у двух выдающихся архитекторов: Джакомо Бароцци Виньолы и Андреа Палладио.
Они разработали четыре ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и добавили к ним пятый – композитный (или сложный, который впервые возник в античной римской архитектуре). Свои теории ордеров они основывали главным образом, на трактате Витрувия и на изучении памятников античной римской архитектуры.
Ордера Виньолы и Палладио могут быть разделены на простые (тосканский и дорический) и сложные (ионический, коринфский и композитный).
Общее пропорционирование
Следуя за Витрувием, Виньола и Палладио, все размеры в ордерах определяют при помощи модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делиться в простых ордерах на 12 парт (частей), в сложных ордерах – на 18 парт.
У Палладио модуль равен нижнему диаметру колонны в тосканском, ионическом, коринфском и композитном ордерах. Этот модуль делится на 60 минут (частей). В дорическом ордере за модуль Палладио принимает нижний радиус колонны и делит его на 30 минут. (Позднее эту систему упростили и стали делить модули всех ордеров на 30 парт.)
При свободно стоящих колоннах в состав ордера входят колонна и антаблемент. При сочетании колоннады с аркадой в состав ордера, помимо колонны (превращающейся в полуколонну) и антаблемента, входит еще пьедестал.
Общая высота антаблемента у Виньолы равна одной четверти высоты колонны в простых ордерах и одной пятой высоты колонны в сложных ордерах.
Пропорции колонн
Высота колонн (м) | Тосканский | Дорический | Ионический | Коринфский | Композитный |
---|---|---|---|---|---|
Виньола | 14 | 16 | 18 | 20 | 20 |
Палладио | 7 | 16 | 9 | 9 1/2 | 10 |
Общие пропорции колонн коринфского и композитного ордеров у Виньолы одни и те же. У Палладио же пропорции колонн изменяются в пределах всех пяти ордеров. Поэтому на приведенной ниже схеме ордеров ордера по Виньоле изображены в составе четырех ордеров (без композитного), а схемы ордеров по Палладио в составе всех пяти ордеров. Схему ордеров чертятся или в общей высоте, или в общем модуле.
Интерколумнии
Размеры интерколумниев в ордерах Виньолы и Палладио
Интерколумний (м) | Тосканский | Дорический | Ионический | Коринфский | Композитный |
---|---|---|---|---|---|
Виньола | 4 2/3 | 5 ½ | 4 ½ | 4 2/3 | 4 2/3 |
Палладио | 4 | 5 ½ | 2 ¼ | 2 | 1/2 |
Витрувий установил в своем ионическом ордере пять разновидностей интерколумниев, выразив их в нижних диаметрах колонн: 4; 2 ¾; 2 ½; 2; 1 ½.
Палладио принял эту схему, но в отличие от Витрувия, придал эти интерколумнии различным ордерам.
Обломы
Обломы ордеров Виньолы и Палладио по геометрическим признакам разделяются на:
- прямолинейные:
- полочка
- полка
- пояс
- криволинейные простые:
- валик
- вал или торус
- четвертной вал
- выкружка
- обратная выкружка
- криволинейные:
- гусек
каблучек - обратный каблучок
- скоция
- гусек
В деталях ордеров обломы несут различные композиционные функции. В одних случаях они являются поддерживающими, а в других – поддерживаемыми или венчающими, иногда связующими и иногда разделяющими. Каблук и четвертной вал, имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусек с его облегчающимися снизу вверх формами – как завершающий, а выкружка – как связующий элемент.
Подробные правила построения обломов
Колонна
Колонна разделяется на три основные части: базу, ствол и капитель.
Ствол колонны вверху завершается антаблементом, внизу заканчивается обратной выкружкой и полочкой (листель, или чимбия). Нижняя треть ствола – цилиндрическая. Верхние две трети ствола имеют плавное утонение (энтазис).
Каннелюры
Во всех ордерах, кроме тосканского, ствол колонны обрабатывается каннелюрами. Дорическая колонна имеет 20 каннелюр неглубокого профиля с острыми ребрами. Колонные сложных ордеров имеют 24 каннелюры глубокого профиля. Эти каннелюры разделяются ремешками.
База колонны во всех ордерах имеет высоту, равную нижнему радиусу колонны.
Капители
Тосканская и дорическая капители имеют общую структуру. Высота их равна нижнему радиусу колонны; они делятся по высоте на три равные части: абак, эхин с ремешками и шейку.
Ионическая капитель имеет высоту (не считая волют), равную 2/3 нижнего радиуса колонны.
Составные части ионической капители: квадратный абак, подушка с волютами, балюстры (с боковых фасадов капители) и эхин, украшенный иониками. Структурной частью волют является глазок, положение которого в капителях Виньолы и Палладио несколько различается. Вычерчивается волюта по системе центров, расположенных внутри глазка.
Коринфская капитель имеет в высоту 2 1/3 нижнего радиуса. Ее основные конструктивные части – колокол и абак (криволинейный в плане); ее декоративные части – два ряда акантовых листьев, угловые и средние волюты, выходящие из стеблей, акантовые листья, подходящие к волютам, и цветок. Построение капители производится в основном с плана по четырем осям с использованием диагональных и промежуточных осей.
Построение капителей:
Фризы
Фриз дорического ордера по античной традиции состоит из триглифов и метоп. Расположение триглифов связано с осями колонн. А так как триглифы и метопы имеют строго определенные пропорции (полтора квадрата и квадрат) и определенную высоту (3/4 нижнего диаметра колонны), то расстояние между колоннами в осях в дорическом ордере являются кратными расстоянию между триглифами в осях. Виньола и Палладио приняли в своих ордерах средний вариант интерколумния «в два триглифа». В практике же, кроме того, широко распространен в дорическом ордере интерколумний «в один триглиф», встречается и интерколумний в «три триглифа». В сочетаниях колоннады с аркадой применяется интерколумний «в три тирглифа» (без пъедесталов) и «в пять триглифов» (с пьедесталами).
Карниз
Карниз во всех ордерах имеет три структурные части: карнизную плиту, поддерживающую часть и венчающую часть. Карнизная плита имеет в своем выносе снизу (в софите – нижней видимой поверхности архитектурной детали) особую борозду, выступ перед которой образуется слезник (капельник). Назначение слезника – преградить дождевой воде, стекающей с карнизной плиты, доступ к поддерживающей части карниза, к фризу и далее к нижним частям здания.
Усложнение карнизов в ордерах происходит за счет развития их поддерживающей части.
В сложных ордерах здесь появляются пояса с зубчиками и с модульонами. Вместе с этим происходит усложнение декора, что отражается и в софитах карнизов: между модульонами появляются кессоны и розетки.
Арки
Виньола установил для всех ордеров отношение ширины (пролета) арки к ее высоте, равное 1:2. Палладио последовательно изменил пропорции арок в своих ордерах от 3:5 в тосканском ордере до 2:5 (приближенно) в композитном ордере.
Построение арок по Виньоле:
Также надо учитывать: