Палаццо Массимо алле Колонне / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Палаццо Массимо алле Колонне

Название:
Местонахождение: Рим  (Италия)
Строительство: 1532-1536 гг.
Архитектор:  Перуцци
Заказчик: семейство Массимо

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Двор римского палаццо Массимо построен Перуцци в последние годы его жизни. Здесь уже иной архитектурный язык — простота и вместе с тем предельная выразительность, подобные проявленным Браманте при создании двора церкви Санта-Мария делла Паче. Лоджии расположены по двум сторонам прямоугольника плана, а отальные две стороны, продолжая тот же архитектурный мотив, даны плоскостно.

Пропорции — четкие, хорошо запоминающиеся. В основе тектонической организации видится взаимоотношение масс тяжелых поясов и поддерживающих их колонн. С этой задачей художник справился мастерски: соотношения отдельных элементов, несмотря на общую остроту и напряженность композиции, уравновешивают ее и создают впечатление монументальности.

Последние две работы Перуцци особенно наглядно показывают, каким широким запасом средств архитектурного выражения, столь выгодно отличающим его среди ряда других мастеров Ренессанса, располагал художник

В общем плане палаццо Массимо проявлена редкая изобретательность в использовании тесного и угловатого пространства, образованного ранее выстроенными зданиями.

По тщательности разработки чертежей (планы, разрезы) Перуцци не имел соперников. Он доводил чертежи до мельчайших подробностей, останавливаясь на деталях, казалось бы на первый взгляд не имеющих ни конструктивного, ни сколько-нибудь заметного декоративного значения. Примером тому может служить план Палаццо Массимо. Неблагоприятный по форме участок решен необычайно остроумно и компактно. Перуцци сумел получить здесь максимальный пространственный эффект. Ни один квадратный метр площади не пропадает, взаимное расположение отдельных помещений логично и, несмотря на трудности компоновки, представляет интерес с архитектурной стороны. Гнутая и неопределенная фасадная линия использована остроумно, и в результате получена возможность центрирования входной части против небольшого переулка.

Фасад палаццо любопытен в том отношении, что в нем Перуцци отказывается от поэтажного расположения ордеров, вошедшего в употребление в произведениях школы Альбертии воспринятого позже в Риме (палаццо Канчеллерия и Джиро). Фасадная плоскость обрабатывается неорустиком, и лишь первый этаж выделяется спаренными пилястрами, поддерживающими профилированный антаблемент (новый мотив). Венчающий карниз не отделяется от рустика фризом (как это применялось после палаццо Строцци), а лежит прямо на стене и к тому же выявлен недостаточно сильно. По-новому даны оконные проемы двух верхних этажей — преобладает горизонтальное измерение. В части декоративного убранства зодчий ограничивается монументальными надписями и надоконными наличниками, возвращаясь в последних к античной теме (карниз на консолях).

    Источники:

  • И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса” 1936 г.; Изд-во: ОГИ