Палаццо Фарнезе в Пьяченце / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Палаццо Фарнезе в Пьяченце

Название:
Местонахождение: Пьяченца  (Италия)
Строительство: с 1568 г.
Архитектор:  Джакомо да Виньола

Архитектура палаццо

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Одна из характернейших работ Виньолы, к сожалению незаконченная, — грандиозный па­лаццо Фарнезе в Пьяченце. Постройка эта, как и замок Капрарола, имеет также свою историю, объясняющую характер сооружения. Первона­чальный проект дворца был составлен в 1558 го­ду зодчим Пачотти для герцога Оттавио, когда и состоялась закладка сооружения. Однако спу­стя некоторое время строительство было свер­нуто. Ожидалась война, и герцог Оттавио выехал во Фланд­рию, куда взял с собой и архитектора Пачотти как военно­го инженера. Впоследствии, по инициативе кардинала Александра Фарнезе, для продолжения строи­тельства был приглашен Виньола. Виньола внес в проект своего предшественника ряд крупных изменений, из-за чего возобновление строи­тельных работ значительно отодвинулось.

Палаццо по проекту Пачотти имел в плане квадратную форму и заключал в себе большой квадратный же двор. Сторона дворца, прилега­ющая к саду, должна была иметь дугообразную форму; соответственным образом проектирова­лась и конфигурация двора. По проекту Пачот­ти, сооружение предполагалось грандиозным по размерам. Виньола же решил его еще более увеличить — палаццо Фарнезе в Пьяченце дол­жен был доминировать над всеми городскими постройками, над всей местностью, подобно Капрароле. Сохранив, но развив схему плана Пачотти, Виньола решил создать на его основе оригинальное архитектурное произведение.

Проект Виньолы осуществлен был не полно­стью, к тому же при суждении о нем нужно учи­тывать последующие реставрации сооружения.

Наиболее парадной, по предположению зод­чего, должна была быть дугообразная часть зда­ния. Виньола хотел использовать ее, как видно из рисунка, для устройства амфитеатра. Эта но­вая идея позволяла достигнуть значительного архитектурного эффекта. Мощный размах полу­круглой части архитектор неоднократно приме­нял в ряде произведений (например вилла па­пы Юлия II) — этим средством, полагал он, до­стигается большая выразительность. Лоджии и галереи, прорезывающие массив здания, антаб­лементы, насыщенность архитектурными сред­ствами — все это, по замыслу художника, долж­но было производить сильное впечатление.

Двор палаццо Фарнезе резко отличается от дворов периода Кватроченто. По масштабу и размаху он может сравниться лишь с дворами Ватикана, возведенными Браманте, однако в архитектурной основе их лежат различные принци­пы. Если ансамбль Браманте — типичнейший образчик форм высокого Ренессанса, то работа Виньолы является как бы мостом от Ренессанса к барокко.

Величественность здания палаццо не выража­ет спокойствия. В архитектуре сооружения слишком много экспансивности, его формы не горделиво уравновешены — наоборот, они как бы пружинят, триумфальность доведена до пре­дела. Бесчисленные арки, ниши, своды, мощ­ный изгиб стен — все это напряжено, выглядит даже экзальтированным. Эта работа Виньолы повлияло на творчество целого ряда поздней­ших зодчих. Двор палаццо Фарнезе в Пьяченце явился прообразом для многих аналогичных композиций в последующие века.­

    Источники:

  • И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса” 1936 г.; Изд-во: ОГИ