Новая галерея в Штутгарте / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Новая галерея в Штутгарте

Название:
Местонахождение: Штутгарт (Германия)
Создание: 1977 - 1984 гг.
Архитектор(ы): Джеймс Стирлинг


Новая государственная галерея земли Вюртемберг в Штутгарте создана по проекту сэра Джеймсяа Стирлинга и Микаэля Уилфорда. Она стоит рядом со старым зданием, построенным в стиле классицизма. Образ Новой галереи был навеян архитектурой музеев XIX века, в частности знаменитым Старым музеем в Берлине, а также обликом соседних домов.

П-образное здание возвышается на платформе. Посетители поднимаются по пандусу и попадают в вестибюль, а затем – на террасу скульптур. В центре галереи расположена ротонда – ядро пространственной композиции музея; через нее проходит пешеходная дорожка. Позади находится административный корпус. В изолированном боковом крыле размещен экспериментальный театр. Впрочем, и сама галерея похожа на эксцентрический театр архитектурных форм, с особым «сценарием» развития разнообразных пространств, световых эффектов и архитектурных элементов, связанных с разными историческими стилями.

Архитектура Новой галерее

  1. План. Удачно вписанное в окружающую застройку П-образное здание соединено со Старой галереей переходным мостом. Внутри на террасе размещены скульптуры. Сквозной проход через галерею начинается с пандуса, ведущего в центральную ротонду, и выходит на другую улицу позади здания. В изолированном крыле находится экспериментальный театр.
  2. Терраса скульптур. Открытая терраса собирает воедино разнообразные формы здания. Живописная композиция, образованная свободно стоящими скульптурами, резко выделяется на фоне строгих прямоугольных корпусов.
  3. Центральный двор. Композиционное ядро всего сооружения  — ротонда – прямая цитата из архитектуры античности или эпохи Возрождения. Хотя проект галереи критиковали за создание «виртуозной формы вокруг пустоты», центральный двор образует запоминающуюся и легко узнаваемую общественную зону. Конкурсные проект критиковали за тяжеловесность и сложность, а также за сходство с неоклассической фашистской архитектурой. Однако успех замысла Новой галереи в Штутгарте связан с остроумным соединением в архитектуре монументальности и демократичности. Юмор и ирония, которыми пронизан проект, — скорее черта изысканного маньеризма, чем догматичного постмодерна.
  4. Каменные квадры. На газоне разбросаны каменные блоки, будто бы выпавшие из стены (образовавшиеся отверстия вентилируют размещенную внутри автостоянку). Таким эксцентричным приемом Стирлинг вроде бы открывает мощную кладку стен, похожую на древнеегипетскую. Но это всего лишь декорация: наружные стены здания довольно тонкие.
  5. Арочные окна. Арочные окна в романском духе и древнеегипетские карнизы – примеры архитектурных «цитат» из стилей разных эпох.
  6. Поручни. Ярко окрашенные круглые стальные поручни, вытянутые вдоль пандуса, сделаны необычно крупными, чтобы пандус был виден издалека. Вентиляционные решетки и козырьки входа тоже укрупнены и ярко выкрашены.
  7. Декоративные ворота. При входе в галерею сооружены декоративные ворота из стекла и стали. Если смотреть с улицы, то они расположены как раз по центру здания. Но из ворот не попадешь сразу в помещения – нужно подняться по пандусу наверх, и только оттуда можно войти в вестибюль.

    Источники:

  • Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва