Немецкий Ренессанс и барокко. Образование формы площади
Предполагавшаяся для Фрейденштадта планировка является единственным примером целостной и централизованной организации улиц, площади и господствующего над ними монументального сооружения. Вообще же для такого оформления пространства не хватало ни места, ни средств, ни интереса. В своем самодовлеющем архитектоническом качестве такая организация пространства вначале была Германии неизвестна. Слишком много внимания уделялось обработке деталей, чтобы задумываться на архитектоникой вообще, несмотря на то, что красота римских сооружений пользовалась признанием. И. фон Зандрарт пространно говорит о Капитолии в Риме, снабжает свои объяснения многочисленными снимками и делает следующий вывод: «Эта прекрасная громадная площадь может быть смело названа самой великолепной площадью Европы». Площади святого Петра он еще не знал.о
Права, наблюдается стремление к расширению улиц и прямолинейному их выравниванию; площадь тоже становится боле просторной и более правильной в своем построении, но о развитии ее из прилегающих улиц и внутреннем ее членении говорить не приходится.
Под итальянским влиянием возникает лишь более значительная, но изолированная от архитектоники города планировка; такова площадь перед собором в Зальцбурге, обрамленная соборным фасадом архиепископскими постройками и соединительным портиком. Год ее постройки (1668) знаменует уже начало новой эпохи. При сооружении этой площади упустили из виду, что лежащая как раз против фасада улица представляет собой лишь кривой, сильно изломанный и заброшенный переулок, а перекрытиями и вовсе лишили его всякого значения, так что главный проход ведет через портики со стороны Рыночной и Резиденсткой площадей. Секрет неотразимости воздействия сооружений итальянского барокко остался здесь неразгаданным; фасад, вместо того, чтобы казаться значительным, никнет. Площадь из-за своей ограниченной глубины (59:76 м), сравнительно с высотой каменного фасада в 68 метров, не дает возможности охватить общий вид архитектуры в целом. Большой монумент святой Марии работы Гагенауэра (1772) к тому же окончательно загораживает собой вид на фасад. На Резиденсткой площади и на площади Капитула (Kapitelplatz), расположенных по обе стороны обнаженного соборного корпуса, нельзя отделаться от ощущения, что имеешь дело только с ничтожным задним планом, который в итальянском барокко, по возможности, выключался из поля зрения. Вместо архитектонически действенных площадей — какие-то обломки пространства. Положение отчасти спасают фонтан работы Антонио Дарио (1664) и бассейн Капитула (1732), оба — прекрасные по форме и постановке. Характер этого единственного по красоте города с его чудесным местоположением почти исключает предположение о разумном смысле таких архитектонических несообразностей.
Из эпохи более позднего барокко в Зальцбурге заслуживает внимания расположение некоторых церквей.
◄Образование пространства и градостроительство Оглавление Фонтаны и колонны девы Марии►