Город XVIII столетия / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Город XVIII столетия

По окончании тридцатилетней войны Германия подвергается архитектоническим влияниям, идущим из Италии и Франции. И наряду с отдельными формами плана и постройки одновременно распространяется новое мышление, которое требует от здания более строгого соотношения с улицей и площадью, которое ищет усиление воздействия монументальных сооружений на облик города, которое, наконец, стремиться создать новую красоту в соотношении архитектурных масс и пространств целого города. В области церковной архитектуры во главе этого движения стоит Италия. Париж, как это вправе с гордостью заявить Патт, снабжает Европу искусством и художниками, как некогда Греция снабжала Римскую империю; его влияние на немецкие светские постройки, особенно на дворцовую архитектуру, совершенно неоспоримо. Германия посылает своих архитекторов учиться, стремясь черпать непосредственно из источников.

Но очень скоро из этих влияний возникает нечто новое, вполне самостоятельное, результаты чего далеко превосходят первоначальные образы. Небывалые раньше размах и сила художественного воображения и творчества возвещают: германское рококо. Автор охотно сознает здесь, что после основательного изучения вопроса в течение последних десяти лет он должен совершенно изменить свой прежний взгляд, так как и он находился под старым внушением, будто германское рококо является лишь отголоском французского рококо.

Первый толчок немецкому градостроительству XVIII столетия дают, конечно, Франция и Италия. Особенное влияние оказывает Версаль, дух его творчества, его замки, сады и города, которые располагаются вокруг трех расходящихся от замка аллей по образцу улиц, расходящихся лучеобразно от площади дель Пополо в Риме. Все это нравилось германским князьям. Здесь прежде всего необходимо отметить, что градостроительство, как задача, предоставленная самодеятельности городов, исчезает и становится важнейшей художественной деятельностью суверенных князей.

В закономерности целостного построения выражается не только воля абсолютной власти, противопоставленной анархическому конгломерату средневекового города, но и сила всеобщей воли к стилю. Суммы, которые затрачиваются этими князьями не только на постройки для их личных надобностей, но и на церкви и частные дома, колоссальны, и с ними не могут идти в сравнение капиталы, которые расходуются в наше время даже крупными промышленниками на частные рабочие поселки. Самостоятельные городские муниципалитеты, к которым позднее перешло это наследие, совершенно спасовали в этом направлении.

Строительное искусство владетельных князей рассматривалось до сих пор как единое явление. Тем не менее мы должны прежде всего провести здесь решительное разделение на две группы: одна группа охватывает сооружения, которые обязаны своим возникновением только творческим прихотям князей; образцом их был Версаль, развитие их требовало художественной заботы; другая группа охватывает все то строительство, которое вытекало из хозяйственно целесообразной политики населения. Между обеими группами, само собой разумеется, нет устойчивой границы, и только в результате исторического исследования удается отнести какое-нибудь новое сооружение к той или иной группе. Первая группа охватывает основание новых резиденций в ближайшем соседстве со старыми. Общеизвестными примерами таких резиденций являются Людвигсбург около Штутгарта в 1709 года и Карлсруэ близ Дурлаха в 1715 году. Однако эта группа не ограничивается территорией только южной Германии, расположенной близко от Франции; из других сооружений — Нейштрелитц (1726), Карлсруэ в Силезии (1743), Людвигслуст (1756). Основание Маннгейма (1607) восходит еще к предыдущему столетию; город этот был воздвигнут по фортификационным соображениям вблизи Гейдельберга, но был разрушен тем самым Вобаном, который во Франции известен нам в качестве великого основателя городов. Таким образом, восстановленный Маннгейм должен быть отнесен к остальным городам XVIII века. В центре сооружения второй группы, имевшей уже готовый образец в более раннем городе Фрейденштадте (1599), находятся объекты градостроительной деятельности бранденбургских курфюрстов и их родственников, а именно; самостоятельные вначале и лишь позднее объединенные новостройки Берлина, новостройки или расширения Эрлангена (1686 и 1706), Раштадт (после 1689 года), Санкт Георген на озере близ Байрейта (1702), Кроссен (1708), Магдебург (1731), Фридрихштрассе (1731), Рейнсберг (1740), Нейруппин (1787) и т. д. Постройку Потсдама при Фридрихе Великом следовало бы причислить к другой группе. Далее в том же ряду находятся: Кассель (после 1685 года), Карлгафен (1699), Дрезден (при Августе Сильном), Крефельд в различных его частях, Дюссельдорф (1798) и менее значительные места, как Саарбрюккен Бонн (у замка), Кобленц, Тюбинген, Вейкерсгайм, Эренбрейтенштейн, Трит, Обердишинген, Эринген и т.д.

◄Французский классицизм Оглавление Германские города►