Первая архитектурная картина Эрехтейона
В Парфеноне основным является некартинное восприятие пластической наружной массы. Отдельные архитектурные картины и в Парфеноне не представляют собой только средства передачи пластического объема образа. Тем не менее они не обладают независимостью и самостоятельностью. Даже в тех случаях, когда они более самостоятельны, они в основном — аспекты пластического тела здания.
В Эрехтейоне архитектурные картины стали значительно более самостоятельными, причем архитектор выделяет разнообразие архитектурных картин в их взаимоотношениях и взаимном перетекании. Пластическое тело здания растворяется в многокартинности Эрехтейона.
Попытаемся выделить наиболее существенные архитектурные картины Эрехтейона, господствующие в соответствующих группах картин и являющиеся основными вехами перетекания картин многокартинной композиции.
Первоначальный вид Эрехтейона. Реконструкция
Первая архитектурная картина складывается перед зрителем, идущим от Пропилеев. Отсюда здание видно в три четверти с юго-запада. Вспомним, что первоначально существовала исчезнувшая ныне ограда дворика к западу от Эрехтейона. Эта ограда была очень существенным элементом архитектурно-художественной композиции.
Первая архитектурная картина Эрехтейона отличается своей живописностью. В данном случае имеется в виду понятие живописности, как оно было выработано Вёльфлином, т. е. как понятие, не стоящее в связи с каким-либо одним из пространственных искусств.