Точка зрения против восточной стороны Эрехтейона
Стоя перед восточной частью Эрехтейона на некотором от него расстоянии, зритель видит одни только колоннады (илл. 76 и 77). Стен отсюда не видно вовсе, за исключением постамента под фигурами кариатид, которые видны в профиль. Эта часть постамента занимает небольшое место, так как она прорезана выходным проемом. Это — единственная точка зрения на Эрехтейон, с которой вовсе не видно стен.
Существенно включение в поле зрения, а следовательно, и в композицию Эрехтейона Пропилеев, колоннада которых присоединяется к колоннадам Эрехтейона. Благодаря колоннаде Пропилеев, видной слева от Эрехтейона, портик кариатид оказывается расположенным между двумя колоннадами. По контрасту с ионическим ордером Эрехтейона и особенно по еще более сильному контрасту с изобразительными фигурами кариатид сильно выделяется дорический ордер Пропилеев. Удачно использовано архитектором Эрехтейона и расположение Пропилеев на гораздо более низком уровне, чем Эрехтейон. По сравнению с тонкими, изящными и динамичными ионическими колоннами дорические колонны выглядят мощными, грузными, массивными, недвижимыми. Но в силу того, что почва на переднем плане прикрывает собой нижнюю часть колоннады Пропилеев, значительно ослабляется акцент, который ложится на дорическую колоннаду. Вместо полной композиции в дорическом ордере видна только часть ее, при этом сравнительно небольшая, заменяющая собой целое. Дается как бы только намек на дорический ордер, мысль о нем. Из-за того, что портик Пропилеев расположен значительно ниже Эрехтейона, его ордер, более компактный, чем формы Эрехтейона, все же менее значителен по своей массе, так как большая часть портика прикрыта холмом. Мотив пересечения портика Пропилеев холмом перекликается с обилием пересечений в Эрехтейоне, в особенности в его первой архитектурной картине.
При рассматривании Эрехтейона с востока на первый план выступает тонко разработанная система равновесия и контрастов отдельных входящих в композицию портиков. Эти контрасты настолько разнообразны и многочисленны, что их трудно перечислить.
Слева направо чередуются горизонтальные и вертикальные объемы. Верхняя часть портика Пропилеев ориентирована по горизонтали. С ней контрастирует направленная по вертикали боковая сторона портика кариатид. Дальше следует вытянутый по горизонтали восточный портик и за ним ориентированный по вертикали северный портик.
Проведено тонкое противопоставление портиков по их массивности. Колоннады Пропилеев и восточного портика сливаются с расположенными за ними стенами в компактную массу. С ними контрастируют портик кариатид и северный портик, опоры которых вырисовываются на фоне светлого неба.
Отдельные архитектурные формы помещены на контрастирующих друг с другом разных уровнях. Портик Пропилеев и северный портик, расположенные по краям композиции, уходят вниз, их перерезает и прикрывает собой почва на первом плане. Один восточный портик стоит на том же уровне, что и зритель. Поэтому он нейтрален в том смысле, что не обнаруживает тенденции ни опускаться, ни подниматься. Движение вверх и вниз остальных портиков построено на взаимном контрасте. Пропилеи сильно уходят вниз. В контрасте с ними портик кариатид активно приподнят.
Кариатиды больше всех других опор Эрехтейона подняты вверх: для них создан постамент, так что они поставлены высоко над уровнем почвы, где стоит зритель. Северный портик уходит вниз, но значительно меньше, чем Пропилеи. Однако верхняя граница северного портика не только много выше Пропилеев, но она находится также значительно выше уходящего вверх портика кариатид. Антаблемент и фронтон Пропилеев расположены настолько близко к уровню почвы, что они связываются с массой холма.
Портик кариатид направлен снизу вверх: композиционный узел находится внизу, в постаменте, из которого вырастают женские фигуры. Движение вверх подчеркивается тем, что антаблемент над кариатидами много легче постамента. Наоборот, северный портик как бы направляет свои колонны вниз: композиционный узел находится в антаблементе и капителях, как бы порождающих уходящие вниз колонны, нижние части которых неопределенно теряются внизу, прикрытые лестницей.
Композиция портиков строится также и в глубину. Пропилеи находятся от зрителя дальше всего, восточный портик — ближе всего, северный портик ближе от зрителя, чем портик кариатид. Крупные формы северного портика иллюзорно приближают его к зрителю, в то время как маленькие фигуры кариатид иллюзорно удаляют от зрителя портик кариатид. По контрасту с более плоскостным портиком Пропилеев и восточным портиком, которые развертываются слева направо и справа налево на фоне стены, сопровождающей колоннаду, портик кариатид и северный портик, видные с их узких сторон, уходят вглубь. В обоих случаях глубинное направление подчеркивается рядами уходящих вглубь четырех опор.
При рассматривании Эрехтейона с восточной стороны отчетливо видна одна из самых выдающихся его архитектурных особенностей — расположение его частей на двух разных уровнях. Раскопки показали, что почва под наосом Афины, портиком кариатид и под площадкой между Эрехтейоном и Парфеноном искусственно насыпана при постройке Эрехтейона. При этом под стенами главной части, под наосом Афины, под восточным портиком и под портиком кариатид устроены фундаменты, доходящие до скалы, на которую они опираются. Архитектор Эрехтейона сознательно дифференцировал отдельные части здания в отношении их постановки. Одна группа частей Эрехтейона находится на уровне Парфенона и площади перед ним. Это — портик кариатид, южная стена и восточный портик. Другая группа расположена на значительно более низком уровне: к ним относятся гладкая северная стена, северный портик, трехчастный западный наос и дворик-садик. Ограда последнего отделяет расположенные на различных уровнях части друг от друга. Широкая монументальная лестница на северной стороне Эрехтейона связывает части здания, расположенные на двух уровнях. Разница между последними составляет около 3,5 м.
Когда зритель огибает юго-восточный угол здания (илл. 78—79), ему открываются части Эрехтейона, расположенные на нижнем уровне. С появлением в поле зрения верхнего края лестницы и северного портика движению зрителя дается новое направление. Теперь он не только не отрезан от частей Эрехтейона, расположенных на нижнем уровне, но его ведет к ним широкая монументальная лестница.
Зритель на основании архитектурных форы северного портика оконча-тельно убеждается, что именно в нем находится главный вход в Эрехтейон. Увидев части, расположенные внизу, он узнает их и вспоминает, что видел это в первой архитектурной картине Эрехтейона. Так разрешается напряженное состояние зрителя, который двигался все время в поисках главного входа внутрь здания.