Равновесие асимметричных частей Эрехтейона
В абсолютно симметричной фронтальной композиции Парфенона господствует элементарное равновесие одинаковых частей по сторонам центральной оси, причем обе части представляют собой зеркальное отражение друг друга. В Эрехтейоне нарушена фронтальность, так же как в нем нарушены канон периптера и плоскостность его колоннад. Асимметричное расположение частей Эрехтейона сознательно рассчитано на впечатление случайности. В первой архитектурной картине Эрехтейона ясно выступает внутренняя композиционная закономерность, придающая единство разнородным составным частям здания. Именно это единство и создает принципиальное различие между асимметрией Эрехтейона и асимметрией природы. Принцип декоративной композиции преломляется в плане зрительного образа.
Расположенные асимметричо части Эрехтейона, как они развернуты перед зрителем в первой архитектурной картине, взаимно уравновешены. Уходящая вправо южная стена уравновешивается слева западной колоннадой и северным портиком. Центральная ось этой уравновешенной композиции не совпадает с осью западной стороны главной части. Эта центральная ось не обозначена в здании никакой вертикалью, реальной или только воображаемой, никаким совпадающим с ней архитектурным элементом. Она лишь угадывается зрителем приблизительно между вертикальной линией, проходящей через вершину фронтона главной части Эрехтейона, и вертикалью, ограничивающей с юга западную сторону главной части, но ближе к этой последней.
В первой архитектурной картине Эрехтейона содержатся пять основных частей композиции в следующем порядке слева направо: ограда дворика, северный портик, западная сторона главной части, портик кариатид и восточная часть южной стены. Эта последняя уравновешивает северный портик. Архитектор очень тонко связывает между собой эти две контрастирующие друг с другом части тем, что на восточном конце южной стены ставит колонну, перекликающуюся с колоннадой северного портика, а с южной стороны к колоннаде северного портика придвигает фрагмент стены. Этот последний выполняет также существенную роль в качестве интервала, паузы между колоннадой северного портика и западной колоннадой главной части. Обе они слились бы друг с другом, и только благодаря промежуточному простенку они остаются смежными и одновременно друг от друга отделены.
Южная стена облегчается сквозным портиком кариатид. Благодаря последним она сама приобретает в значительной своей части сквозной характер, превращаясь в целом в фон для системы свободно стоящих опор. Наоборот, ограда дворика вносит в левую часть композиции элемент гладкой нерасчлененной стены. Полосе ограды слева внизу соответствует полоса верхней части южной стены над портиком кариатид. Западная сторона главной части уравновешена портиком кариатид. Последний, правда, много меньше по своим размерам, но зато сильно выступает вперед, в то время как западная колоннада главной части вдвинута в плоскость стены. Кариатиды имеют перевес над колоннами в силу своего изобразительного характера.
Равновесие архитектурных частей дополняется композицией светлых и темных пятен на отдельных частях здания. Темные и светлые пятна взаимно уравновешены. Портики создают темные пятна, стены, обращенные на юг, — светлые пятна. В левой части первой архитектурной картины господствуют темные пятна северного портика и западной колоннады главной части. По контрасту с ними выступает светлое пятно ярко освещенной солнцем южной стены. Однако на темную левую часть брошены светлые пятна фрагмента стены и ограды дворика, ярко освещенных солнцем, а на светлую правую часть положено темное пятно портика кариатид. В результате получается очень тонко продуманная композиция из темных и светлых пятен.
Зодчий учел также расположение светлых и темных пятен в вечерние часы, непосредственно перед заходом солнца. Тогда южная стена находится в тени, и на фоне темных пространств портиков выступают ярко освещенные колоннады и фигуры кор. В обоих случаях кариатиды выделены при помощи освещения.
В часы, когда освещена южная сторона здания, на фоне темного пятна затененного внутреннего пространства портика кариатид, которое само выделяется на фоне ярко освещенной южной стены, сильно выделены освещенные солнцем фигуры девушек. Темные и светлые пятна сталкиваются и взаимно проникаются, образуя сложный ритм светотеневой среды. Светотеневая композиция Парфенона с ее однообразным чередованием освещенных колонн и темных интерколумниев кажется по сравнению с этим элементарной.
Единство композиции первой архитектурной картины Эрехтейона основывается на системе разнородных частей, различных и вместе с тем друг друга уравновешивающих. При этом значение каждой части этой системы определяется совокупностью самых различных моментов, например значением данного композиционного элемента как части реального здания, его ролью в линейной, пространственной или светотеневой композиции или его смысловым значением. Так, соотношение северного портика и восточной части южной стены складывается из следующих моментов. Видная с данной точки зрения часть северного портика невелика, но это — главный вход в Эрехтейон. Южная стена длинная, но это — нерасчлененная поверхность. Северный портик состоит из колонн и только небольшого простенка. В этом он имеет преимущество перед нерасчлененной гладкой южной стеной. Однако последняя имеет перед северным портиком преимущество в отношении своей компактности. Особый перевес дает южной стене то обстоятельство, что она служит фоном для скульптур портика кариатид.
Первый аспект Эрехтейона, с которым сталкивается зритель, идущий от Пропилеев, представляет собой как бы картинную плоскость с размещенными на ней в асимметрии различными элементами, составляющими ее композицию. Каждый из них имеет особого рода качественную ценность. Они дополняют друг друга и образуют систему уравновешивающих друг друга акцентов. Трудно представить себе более резкий контраст с Парфеноном, построенным исключительно на однородном повторении одних и тех же элементов — колонн, колоннад, ордера.