Асимметрия Эрехтейона
Асимметричная композиция Эрехтейона диаметрально противоположна полной симметрии Парфенона и вообще периптера в архаический и классический периоды (за исключением предшественника Эрехтейона — храма Аполлона в Бассах, 430 г. до н. э.).
В Эрехтейоне содержится двоякая асимметрия: реальная асимметрия в расположении портиков по отношению к главной части, которая отчетливо читается в плане, и зрительная асимметрия, обусловленная тем, что здание постоянно поворачивается к зрителю в три четверти. Это в особенности важно для первой архитектурной картины Эрехтейона.
В первой архитектурной картине реальная асимметрия несколько сглаживается, так как благодаря перспективному сокращению и более низкому расположению северный портик значительно больше, чем в плане, приравнен к портику кариатид. Поэтому создается более симметричная композиция двух портиков по сторонам главной части. Однако в целом в первой архитектурной картине зрительная асимметрия преобладает. В силу того, что каждая из трех составных частей Эрехтейона видна в три четверти, каждая из них представляется зрителю асимметричной. Даже сами по себе симметричные части, как главное здание и портик кариатид, выглядят асимметричными. Асимметрию очень усиливает уходящая влево ограда.
Зрительная асимметрия Эрехтейона стала независимой от реальной асимметричной формы здания. В первой архитектурной картине зритель видит не столько искаженные из-за перспективного сокращения сами по себе симметричные архитектурные объемы, сколько асимметрично сгруппированные на воображаемой архитектурно-картинной плоскости части здания — стены, колоннады, фронтоны. Их асимметричная группировка на архитектурно-картинной плоскости важнее для художественного образа, чем их действительная асимметричная группировка.