Итальянские теоретики. Улицы / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Итальянские теоретики. Улицы

Прямые улицы и их прямоугольные перекрестки столь же мало являются новым достижением Ренессанса, как и прямоугольные архитектурные организмы; такие города, как Флоренция, Болонья, Верона, правильно построенное ядро которых ведет свое происхождение еще от Римской империи, продолжают и в средние века свое разрастание по той же схеме. Ренессанс, однако, возвел это положение в художественный принцип и начинает систематическое выравнивание и расширение тесных и правильных улиц. Сооружение новых городских кварталов производится, как например в Ферраре, к концу XV столетия, в Перуджии — от 1545 до 1548 г., по возможности по схеме прямоугольников.

Более глубоко продуманная теория, сочетающая прекрасное с полезным, стремится прежде всего пойти на компромисс с существующим стилем (Аристотель «Политика», книга VII глава 11) тоже считает прямоугольную систему по методу строителя «Пирея» Гипподама более красивой и практичной в смысле движения. Однако, по его мнению, в военном отношении старинная система лучше так как в ней неприятелю трудно ориентироваться и найти путь к отступлению. Поэтому он считает целесообразным применение обеих систем построения города, так как в этом случае город будет и красив и надежен. Знаменитым сооружением этой эпохи является Приена в Малой Азии). Альберти, правда, требует для улиц сквозного, однородного портикового обрамления (его асимметричное применение встречается главным образом в верхнеитальянских городах) и прямоугольного, правильного построения домов. Кроме того, он хотел бы, чтобы большие дороги (тракты) перед городскими воротами во славу города были прямыми и широкими; однако он советует главную улицу внутри города прокладывать не по прямой линии, а наподобие рек — intra urbem vero non directa, sed fluentum more in hac atque in hanc atque iterate in hanc ipsam esse partem moli flexu sinuosam coucedet. Это должнодать и эстетический и практический результат: город не только покажется значительно б’ольшим по размерам, но архитектоническая картина будет гораздо более изменчивой, и фасады домов, расположенных по линии дорог, будут рисоваться более четко, чем при постоянных сокращениях сквозных прямых улиц. Здесь чувствуется, что идея градостроительства Альберти имеет чисто пластический характер и что пространственные элементы города не приобрели еще самостоятельности. (В отношении площадей его взгляд затем меняется.) В притоке свежего воздуха нет недостатка, ибо с какой бы стороны ни дул ветер, ему всегда будет открыт доступ в идущую по разным направлениям улицу, а порывы его будут ослабляться у поворотов. Неприятелю, проникшему в город, было бы трудно в нем ориентироваться, и его легче было бы победить. Здесь Альберти перекликается с Аристотелем. В виде эффектного украшения Альберти рекомендует установку триумфальных ворот посреди улицы, как в античном мире. Возможно, он вспомнил здеcь о Porta dei Borsari в Вероне.

Для улиц требуется большой простор, к чему следует особенно стремиться там, где по климатическим условиям город быстро накаляется, ибо обилие дневного света, смягченного простором улицы, необходимо каждому дому.

От главных улиц (viae militares) следует отличать второстепенные улицы (viae non militares). Одни служат для сквозного движения, другие являются только подчиненными (вспомогательными) путями связи. Эти второстепенные улицы должны быть расположены так же, как и главные, но сообразуясь с углами и выступами отдельных зданий, в то время как на главных улицах здания должны располагаться по прямой линии. Рекомендуется также устройство коротких тупиков (via minores), которые, начинаясь у главной улицы, образуют только вход к одному из задних домов, тем самым открывая блоки построек, но не размельчая их. Кроме того, к площадям могут примыкать просторные дороги (viarum quoddam genus, quod quidem plateau naturam sapiat) перед церквами и другими большими зданиями. Уже Брунеллески хотел повернуть церковь Сан Спирито во Флоренции фасадом к реке Арно, с тем чтобы устроить пред этой церковью обширную площадь вплоть до реки, что позволяло бы уже издали восхищаться великолепием здания. Осуществление этого плана не состоялось из-за упрямства нескольких домовладельцев. (Параграф 112 указанного прим. на стр. 75 сочинения на основании этого несколько двусмысленного места, будто Альберти требует для главных улиц прямолинейного построения, вообще же отдает предпочтение змеевидному построению, не соответствует, таким образом, действительности. Тем не менее взгляд Буркгардта усвоен всей литературой по градостроительству).

Палладио столетием позже выдвигает в качестве необходимых предпосылок красивой улицы, наряду с шириной абсолютную прямолинейность. При определении ширины улиц необходимо, по его мнению, учитывать климатические условия. Юг требует теней; в связи с этим для южных городов нужны более узкие, тесные улицы чем для жаждущего солнца севера; это обстоятельство уже в средние века послужило основанием к различию в порядке расположения перекрестков: на южной стороне — на север и на северной стороне — на юг. Однако изобилующая дворцами главная улица на юге должна восхищать чужестранца своей просторностью. Выгодный показ здания которого Альберти стремился достичь установкой его поперек линии улицы, здесь достигается соответствующим расстоянием от противоположной стороны улицы.

На плане «Il Giovane» Вазари обозначения путей показывают лишь главные улицы, второстепенные же улицы и улички строятся по усмотрению либо архитектора, либо хозяина стройки. Скамоцци, сообщающий нам самые последние данные о градостроительстве в духе Ренессанса, находится под сильным влиянием Палладио, но дает более подробные указания относительно соотношения размеров улиц: ширина их находится в зависимости от важности от важности и длину улицы, но не должно превышать 10-20 м и во всяком случае не должно быть больше высоты прилегающих к улице домов, так как слишком широкие улицы занимают непомерно большие участки земель и, кроме того, их трудно защищать от неприятеля. Слишком же тесные узкие улицы делают город безобразным и унылым, мешают доступу света и свежего воздуха и затрудняют движение. Именно в странах с жарким климатом улицы должны быть широкими и длинными, чтобы использовать малейшее движение ветра для прохлады. Главные улицы должны, наряду с достаточной шириной, иметь еще прямую ровную линию домов, по возможности без всяких изгибов. В таком виде город покажется прекрасным и достойным обозрения: иностранец сразу сможет охватить взором добрую часть его, и еще издали можно будет видеть приближение процессий. Возражения, которые нередко делают (намек на Альбретри) против таких прямых улиц, а именно будто бы их легко защищать от вторжения в город неприятеля, отпадают, так как в таких случаях по его мнению, можно протянуть поперек улиц цепи или строить баррикады.

Из вновь сооруженных или исправленных улиц следует упомянуть хотя бы некоторые. Алесси начинает в 1550 году стройку прямой Strada Nuova в Генуе, на которой расположены главные дворцы раннего и более позднего происхождения. Беретта руководит в 1552 году постройкой по собственным проектам целого ряда домов на Strada Nuova в Brescia. Здесь же надлежит упомянуть проект Strada Cesarea (сейчас Lunga) в Генуе, сделанный Каприани. Другие достойные внимания улицы указаны в названных выше сочинениях.

◄Город как архитектурное целое Оглавление Площади►