Французский Ренессанс. Чувство пространства и форма выражения
Первоосновой всякой архитектонической формы является чувство пространства, которое в свою очередь коренится в ощущении человеком собственного тела и, таким образом, носит психо-физический характер. Структура формы, членения и детали представляют собой лишь обнаружение этого чувства в материале посредством художественной деятельности. Когда пытаются выводить изменение форм архитектонического языка из их последовательной генетической смены, то, в сущности, занимаются рассматриванием явлений уже вторичного порядка, не удовлетворяющих требованиям более глубокого понимания: сопоставляют ряд внешних признаков и устанавливают производный характер новой формы из какой-то первоначально, остающейся без объяснения, вместо того, чтобы познать эту новую форму, как единичное явление, обусловленное действием общей нормы.
Особенное чувство пространства, свойственное какой-либо эпохе, сообщает ей архитектоническую творческую силу. Строительные формы служат этому чувству средством выражения. Чувство пространства и форма его выражения находятся в таком же отношении друг к другу, как мышление и речь: человек не сможет вполне свободно изъясняться на чужом языке, если он не в состоянии мыслить на этом языке. Никто, разумеется, не станет отрицать, что архитектоническое мышление воспитывается через форму, но коль скоро имеет место успешное заимствование чужой формы, то, занчит, собственное чувство пространства должно быть родственно чужому.
Трудности, которые представляло для Германии заимствование языка форм итальянского Ренессанса, коренились в ее еще сильно готическом чувстве пространства. В этом отношении Франция находилась в более выгодном положении. Здесь готическое ощущение пространства не развилось до таких крайних пределов, как в Германии; горизонтальные членения во французском зодчестве никогда не исчезали в угоду всепокоряющей вертикальности, а южная Франция в особенности сохранила много черт романского развития пространства, — развития, слагавшегося под воздействием античности. Связь с Италией всегда была более или менее оживленной, так что начиная с XIV столетия происходила постоянная инфильтрация итальянского искусства, и даже первые итальянские мастера, как Фра Джиокондо, Доменико да Корта, Леонардо, а позднее Приматиччио и весь круг мастеров школы Фонтенбло, проживали долгое время во Франции. Франуцзский Ренессанс был не столько результатом занесенной из Италии моды, сколько заимствованием форм, легко приспособляемых для выражения собственного эволюционирующего органического чувства архитектоники. И если вначале еще сильно обнаруживаются остатки готического ощущения, то все же здесь скорее, чем в Германии складывается новый последовательный архитектурный стиль, для которого измененные итальянские формы служат средством выражения собственных пространственных представлений.