Франция в XVII и XVIII столетиях. Нанси / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Франция в XVII и XVIII столетиях. Нанси

Самой выдающейся площадью Франции, не по богатству и мощи, а по чудесной красоте пространственных пропорций, обладает город Нанси, который в истории французского градостроительства заслуживает специального обстоятельного исследования. Обстройка разраставшегося города начата была еще при Леопольде (умер в 1749 году). Но только Станислав Лещинский, после потери Польши получивший при содействии своего зятя Людовика XV Лотарингское герцогство, дал этому городу сооружение Place Royale (Королевской площади) монументальное ядро. Замысел композиции исходил от самого Станислава, а осуществление его было доверено Э. Эре де Корни. В короткий срок, за неполные четыре года (1752-1755), были закончены все работы, и Людовик XV лично принял участие в торжествах, среди которых 26 ноября 1755 года состоялось открытие его бронзового изображения по модели Гибальса. Памятник этот, уничтоженный во время революции, был позднее в 1831 году, заменен памятником Станислав Луещинскому, вполне аналогичным старому. Но с чуть более высоким цоколем.

Все планировка состоит из трех площадей, теснейшим образом связанных друг с другом благодаря единству архитектонического замысла. На прямоугольной площади с монументом посредине (A) расположена ратуша (B); фасад ее расчленен коринфскими пилястрами на цокольных базах, снабжен богатым аттиком и отличается умеренным рельефом. Здесь имеется легкий ризолитовый выступ. Вдоль боковых сторон ратуши вливаются в площадь улицы, из которых Rue de la Primitiale подводит к собору Мансара (1703-1740). Боковые сторону площади обстроены зданиями одинаковой архитектуры (C, D); по середине каждой из них прорезана прямая улица. Все эти улицы отмежеваны от площади золоченными коваными решетками работы знаменитого Лямура (G, H), самыми богатыми, которые когда-либо были созданы французским искусством ковки, достойными окружать королевские дворцы (только решетки, изготовленные И. Б. Нейманом и Этгом в Вюрцбурге, превосходят их по своей сказочной фантазии). По углам, против городского рва, расположены обильно позолоченные фонтанные группы с архитектурой кованных решеток (F). Построенные в настоящее время одно этажные аркады из тесанного камня (E) обрамляют площадь с четвертой стороны, образуя продолжение дворцового цокольного этажа; напротив — триумфальная арка (J) мощного рельефа. Благодаря этому устройству пространство площади приобретает замкнутый характер, и все оно получает осевое движение. Через арку попадаешь на длинную, окаймленную симметричными домами Place de la Carrière; при взгляде отсюда арка представляет, как обрамление монумента, видимого сквозь ее просвет. Из Place de la Carrière выделен квадратный участок, служащий как бы вестибюлем к триумфальным воротам, остальная же часть, в виде аллеи подстриженных лип, превращена в проспект. Оба входа этого проспекта замыкаются решетками из кованного железа, а расположенные по бокам балюстрады с украшающими их вазами и детскими скульптурными группами отграничивают его от мостовой. Проспект упирается в сооруженный еще Мансаром дворец Правительства (О). Ко дворцу подводит овальная площадка; ее красивое архитектурное овальная площадка; ее красивое архитектурное обрамление является продолжение мотива цокольного этажа дворца. Его мощные рельеф рассчитан на восприятие с далекого расстояния. Через вестибюль дворца, в прежнее время открытый, можно было видеть лежащий позади него стилизованный сад. В боковых сторонах овальной площадки стилизованный сад. В боковых сторонах овальной площадки сделаны проходы. Один из них выходит на старый город, а другой открывает аллею, которая в настоящее время ведет в парк Пепиньер. Фонтан в форме обелиска (P) перемещен в настоящее время на другую площадь, расположенную неподалеку. На месте городского рва сейчас устроены парковые аллеи. Благодаря этому логика всей планировки несколько пострадала в своей последовательности, но прежнее впечатление все же не уничтожено.

Группировкой помещений дается ориентировка глазу, и благодаря этому он легко и радостно воспринимает ритм пространственных отношений. Контурная линия обрамляющей площадь архитектуры, повышаясь от триумфальных ворот к ратуше и давая послденей господствующей положение, определяет собой движение прямоугольной площади; но одновременно это движение течет вспять к Place de la Carrière, так как выход на эту площадь монументально акцентирован триумфальными воротами. Энергичный рельеф ворот по одну сторону и дворца Правительства по другую держит Place de la Carrière в изумительном равновесии, а округлость площадки пред дворцом образуем гармоническое завершение, но отнюдь не бравурная финал. С обратной стороны открывается глубокая перспектива Place de la Carrière, взор уходит но направлению к триумфальным воротам, под которыми сразу открывается памятник короля, а богатый аттик ратуши и башни собора усиливают торжественность всего расположения. Пространство каждой из площадей всей этой группы укреплено само в себе, и, несмотря на это, они связаны в одно целое наподобие жемчужного ожерелья: синтез итальянского Ренессанса и римского барокко!

Одноцветными снимками нельзя передать пленительности всего сооружения. Богатые тона архитектуры, чернь и золото решеток, густозеленые кроны деревьев, завуалированные дымкой дали, на всем игра света под куполом голубого, светлорозового или серого неба, — эти краски сливают все части в единую светозарную красоту. Сочетание живописной культуры эпохи с культурой архитектонической достигло здесь редкой по красоте гармонии (С каким тонким пониманием дела говорит Ложье о садовых растениях: «Садвод должен был бы быть живописцем, чтобы с наибольшим вкусом использовать гармоническое сочетание красок и их нюансы»).

◄Прямоугольная монументальная площадь Оглавление Расположение монумента►