Палладианство / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Палладианство

Отрывок из книги:
Иконников А.В. “Художественный язык архитектуры”
М.: Искусство, 1985 г., ил.

К наибольшей законченности систему художественных средств архитектуры Возрождения привел Андреа Палладио (1508-1580), творчество которого завершило эпоху. Личность мастера формировалась в среде еще могучей и богатой, но уже одряхлевшей Венеции. Античность для ее общества была вневременным, вечным идеалом, а художественный язык ордеров — универсальной основой архитектурного мышления. «Игра», предложенная мастерами раннего Возрождения, должна была казаться Палладио неприемлемой.

Ордер для него — не бестелесная метафора, но воплощенная целесообразность. Он ищет в ордере исходную тектоническую идею и реализует ее в полновесной материальности различных сочетаний ордера и стены. Сам стеновой массив при этом, подчиняясь общей структурности, членится на основание, тело и венчание.

Характерна трансформация римской арочно-ордерной ячейки в аркаде так называемой Базилики, построенной Палладио в Виченце (1549). Арки, прорезанные в стене, опираются здесь на пары малых колонн, разврнутых вглубь. Глухие медальоны между архивольтом арки и большим ордером в наименее напряженных частях стены заменили сквозные круглые отверстия. Пространство благодаря этим приемам вошло в стеновой массив, телесность которого стала зримой. Большие колонны воспринимаются как контрфорсы, усиливающие ее жесткость. Как пластическое развитие стены воспринимаются и колонны Капитанио в Виченце (1576), объединяющие лоджию и главный второй этаж. Креповки антаблемента стали продолжением и завершением капители. Поиски возрождения «вечных» начал архитектуры Палладио распространял и на организацию планов, регулярных, подчиненных полной симметрии. Вилла Ротонда стала наиболее последовательным осуществлением мечты зодчего о всепроникающей гармонии. Палладио благодаря завершенности созданной им системы остался для последующих поколений наиболее понятным среди зодчих Ренессанса; «палладианизм», порожденный его авторитетом, стал международным явлением, не угасавшим более трех веков.

Развитие архитектурного ордера: