Рисунки вилл некоторых знатных венецианцев / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

Рисунки вилл некоторых знатных венецианцев

Глава XIV.

Из сочинения Андреа Палладио

«Четыре книги об архитектуре», вторая книга

Вилла Пизани

СЛЕДУЮЩАЯ постройка находится в Баньоло, в двух милях от Лониго, вичентинского местечка, и принадлежит братьям Витторе, Марко и Даньеле, великолепным господам графам деи Пизани. По обе стороны двора расположены конюшни, погреба, амбары и иные подобные помещения, обслуживающие виллу. Колонны портиков—дорического ордера.

Средняя часть постройки отведена под жилище хозяина. Пол первых комнат приподнят над землей на семь футов, под ним—кухни и другие подобные помещения для слуг. Зал перекрыт сводом, и высота его в два с половиной раза больше его ширины.

Свод лоджий достигает той же высоты. Комнаты перекрыты потолком, и высота их равна ширине. Большие комнаты имеют в длину один квадрат с третью, остальные—полтора квадрата. Предупреждаю, что я не особенно старался расположить маленькие лестницы в ярко освещенных местах (как я об этом упоминал в первой книге), ибо, поскольку они обслуживают лишь нижние и верхние части, служащие чердаками и мезонинами, я главным образом старался хорошо расположить средний этаж, предназначенный для хозяина и гостей, и лестницы, ведущие в этот этаж, расположены в самых удобных местах, как это видно на рисунках. И пусть рассудительный читатель примет это во внимание относительно всех последующих одноэтажных построек, ибо в тех, которые имеют два красивых и разукрашенных этажа, я позаботился о том, чтобы все лестницы были светлые и удобно расположенные. Я говорю о двух этажах потому, что все то, что остается под землей для погребов и подобных нужд, а также то, что находится наверху для чердаков и мезонинов, я не называю главными этажами, так как они не отводятся под жилье для благородных особ.

Вилла Пизани , архитектор Андреа Палладио, чертежи

~

Вилла Бадоэро

СЛЕДУЮЩАЯ постройка, принадлежащая великолепному синьору Франческо Бадоэро в Полезине, в месте, именуемом Фрата, расположена на небольшом холме и омывается рукавом Адига, как раз там, где в старое время находился замок Салингуэрра да Эсте, шурина Эццелино да Романе Основанием всей постройке служит цоколь высотою в пять футов.

На этой высоте проходит пол комнат, которые все крыты потолком и украшены прекраснейшими гротесками работы Джалло Фиорентино. Над* ними — чердак, а внизу кухня, погреб и другие необходимые помещения. Колонны лоджий господского дома — ионические. Карниз, как венцом, окружает весь дом. Фронтон над лоджиями очень красив на вид, ибо он выделяет среднюю часть над боковыми. Опускаясь на уровень земли, попадаешь в помещения для приказчика, для дворецкого, в конюшни и другие необходимые для виллы помещения.

~

Вилла Дзено

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ синьор Марко Дзено выстроил по нижеследующему проекту виллу в Чезальто, неподалеку от Мотты, местечка Тревизанской области.

На основании, окружающем всю постройку, покоится пол комнат, которые все перекрыты сводами. Высота сводов больших комнат выведена согласно второму правилу о высоте сводов. Квадратные комнаты имеют распалубки по углам на уровне окон. Маленькие комнаты около лоджий имеют цилиндрический свод, точно также, как и зал. Свод лоджий имеет ту же высоту, что и свод зала; и тот и другой превышают высоту комнат. Постройка эта имеет сады, двор, голубятню и все необходимое для хозяйства.

Вилла Дзено, архитектор Андреа Палладио, чертежи

~

Вилла Мальконтента

НЕ ОЧЕНЬ далеко от Гамбарар на Бренте находится следующая постройка великолепных синьоров Никколо и Луиджи деи Фоскари. Постройка эта приподнята над землей на одиннадцать футов, а внизу расположены кухни, столовые для слуг и другие подобного рода помещения, причем как наверху, так и внизу — сводчатые перекрытия.

Большие комнаты имеют высоту сводов по первому правилу высоты сводов, квадратные имеют купольные своды.

Над маленькими комнатами устроены мезонины. Свод зала — полуциркульный
крестовый, его импост находится от земли на высоте, равной ширине зала, украшенного прекраснейшими картинами работы мессера Баттисты Венециано.

Также и мессер Баггиста Франко, величайший рисовальщик нашего времени, начал роспись одной из больших комнат, но, застигнутый смертью, оставил произведение свое незаконченным.

Лоджия— ионического ордера. Карниз опоясывает весь дом и образует фронтон над лоджией и с противоположной стороны. Под водостоком — другой карниз, проходящий над фронтонами.

Верхние комнаты, будучи очень низкими, образуют как бы мезонин, так как в высоту они имеют лишь восемь футов.

Вилла Фоскари, архитектор Андреа Палладио, чертежи

~

Вилла Барбари

СЛЕДУЮЩАЯ постройка находится в Мазере, поместье по соседству с Азоло, в Тревизанской области, и принадлежит братьям деи Барбари — преосвященнейшему патриарху аквилейскому и великолепному синьору Маркантонио. Та часть постройки, которая несколько выступает вперед, имеет два этажа.

Пол верхнего находится на уровне заднего двора, где против дома в скале высечен фонтан с бесчисленными лепными и живописными украшениями. Источник этот образует прудик, служащий писциной, откуда вода по отдельным трубам стекает в кухню, а затем, оросив сады по правую и по левую сторону от дороги, которая, постепенно поднимаясь, ведет к дому, собирается в два бассейна для водопоя на общественной дороге, откуда, наконец, она снова по отдельным каналам орошает огород, весьма обширный и изобилующий прекрасными плодовыми деревьями и разными кустарниками.

Фасад господского дома имеет четыре колонны ионического ордера. Капитель угловых колонн имеет две лицевых стороны, но о том, как делаются такие капители, я скажу в книге о храмах.

По обе стороны расположены лоджии, в конце которых стоит по голубятне, а под ними находятся помещения для виноделия, конюшни и другие помещения, обслуживающие виллу.

~

Вилла Пизани

СЛЕДУЮЩАЯ постройка находится около ворот Монтаньяны, местечка Падуанской области, и была сооружена великолепным синьором Франческо Пизани, который, однако, покинув этот мир, не успел закончить ее. Большие комнаты имеют в длину один и три четверти квадрата, своды их вспарушенные (a schifo) и имеют высоту согласно второму правилу для высоты сводов.

Средние комнаты — квадратные и перекрыты лотковыми (a cadino) сводами.

Маленькие комнаты и проход имеют одинаковую ширкну, а своды их высотою в два квадрата. Передняя имеет четыре колонны, которые на одну пятую часть тоньше наружных и которые поддерживают пол зала и придают красоту и прочность высоте свода.

В четырех нишах этой передней прекрасным ваятелем мессером Алессандро Витториа изваяны четыре времени года. Первый ряд колонн—дорический, второй—ионический.

Верхние комнаты имеют плоское перекрытие. В высоту зал подходит под самую крышу. По обе стороны этой постройки проходят две дороги с двумя воротами, над которыми сделаны два прохода, ведущие в кухню и в помещения для слуг.

Вилла Пизани, архитектор Андреа Палладио, чертежи

~

Вилла Корнаро

СЛЕДУЮЩАЯ постройка принадлежит великолепному синьору Джорджо Корнаро в Пиомбино в округе Кастельфранко. Нижняя лоджия — ионического ордера.

Зал, для защиты от жары и стужи, находится в задней части дома. Расстояния от колонн до стены, в которой сделаны ниши, равны одной трети длины зала. Колонны стоят на линии против предпоследних колонн лоджии, и расстояние между ними равно их высоте.

Большие комнаты имеют в длину один квадрат и три четверти, высота сводов выведена согласно первому правилу для высоты сводов.

Средние комнаты — квадратные, и высота их на одну треть больше их ширины; они перекрыты сводами с распалубками.

Над маленькими комнатами находятся мезонины. Верхние лоджии — коринфского ордера, и колонны их на одну пятую часть тоньше нижних. Комнаты имеют плоские потолки и некоторые из них имеют мезонины. С одной стороны расположены кухни и помещения для служанок, с другой — помещения для слуг.

~

Вилла Мочениго

СЛЕДУЮЩАЯ постройка принадлежит светлейшему кавалеру синьору Леонардо Мочениго и находится в поместье, именуемом Марокко, на пути из Венеции в Тревизо.

Погреба сделаны в земле, а над ними с одной стороны — амбары, с другой — хозяйственные помещения. Еще выше — комнаты хозяина, составляющие четыре аппартамента.

Большие комнаты перекрыты сводами, имеющими высоту в двадцать один фут и сделанными, для большей легкости, из тростника. Высота сводов средних комнат та же, что и больших комнат, а в маленьких высота свода равна семнадцати футам, и своды эти крестовые.

Нижняя лоджия — ионического ордера. В зале нижнего этажа — четыре колонны для придания пропорционального отношения вышины к ширине. Верхняя лоджия — коринфского ордера, и высота ее перил равна двум и трем четвертям фута.

Лестницы находятся посредине и отделяют зал от лоджии; они имеют встречные марши, по которым можно подниматься и спускаться как справа, так и слева, и получились таким образом удобные, красивые и достаточно светлые. Постройка эта имеет по обе стороны помещения для виноделия, конюшни, крытые переходы и прочие удобства, относящиеся к хозяйству виллы.

Вилла Мочениго, архитектор Андреа Палладио, чертежи

~

Вилла Эмо

В ФАНЦОЛО, Тревизанской области, в трех милях от Кастельфранко, находится
следующая постройка великолепного синьора Леонардо Эмо. Погреба, амбары, конюшни
и другие помещения расположены по обе стороны от господского дома, а по концам их построены голубятни, которые приносят пользу хозяину и украшают местность; и всюду можно пройти, оставаясь под кровом, что является одним из главных условий, соблюдаемых при постройке виллы, как о том говорилось выше. Позади этой постройки разбит квадратный сад в восемьдесят тревизанских акров, посреди которого протекает речка, сообщающая этому месту много красоты и приятности. Вилла украшена живописью мессера Баттисты Венециано.

Вилла Эмо, архитектор Андреа Палладио, чертежи

~

Оглавление:

  1. О соблюдении того, что приличествует частным домам и отвечает их назначению
  2. О расположении комнат и остальных помещений
  3. Об изображениях городских домов
  4. О тосканском атриуме
  5. О четырехколонном атриуме
  6. О коринфском атриуме
  7. О крытом атриуме и о частных домах древних римлян
  8. О четырех колонных залах
  9. О коринфских залах
  10. О египетских залах
  11. О частных домах древних греков
  12. О выборе места для постройки виллы
  13. О размещении строений в вилле
  14. Рисунки вилл некоторых знатных венецианцев
  15. О рисунках, изображающих виллы некоторых знатных особ на материке
  16. О виллах древних
  17. О некоторых композициях в зависимости от различных участков