О виллах древних / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов - наглядная история архитектуры и стилей

О виллах древних

Глава XVI.

Из сочинения Андреа Палладио

«Четыре книги об архитектуре», вторая книга

ДО СИX пор я поместил рисунки многих вилл, построенных мною. Теперь мне остается поместить еще рисунок виллы, как ее, по словам Витрувия, строили древние. Действительно, на рисунке можно видеть все жилые и хозяйственные помещения, расположенные по странам света, для них подходящим. Я не буду останавливаться на том, что говорит по этому поводу Плиний, ибо сейчас главная моя задача только в том, чтобы показать, как понимать соответствующее место у Витрувия.

Главный фасад обращен на юг и имеет лоджию, из которой через проход попадаешь в кухню, освещаемую верхним светом из соседних с ней помещений и имеющую посредине очаг. С левой стороны находятся стойла для рогатого скота, кормушки которых обращены к огню и на восток. С той же стороны расположены и бани, комнаты которых, удаляясь от кухни, располагаются по фасаду в один ряд с лоджией. С правой стороны —давильня и другие помещения для масла, соответствующие баням и обращенные на восток, на юг и на запад.

Сзади — погреба, получающие свет с севера и удаленные от шума и от солнечного зноя. Над погребами — амбары, обращенные в туже сторону. С правой и с левой стороны двора — стойла для лошадей, овец и других животных, а также сеновалы, помещения для соломы, мельницы — все, чтодолжно быть в безопасности от огня. Сзади виден дом хозяина, главный фасад которого против фасада хозяйственной постройки; таким образом, в этих загородных домах атриумы помещались в задней части. В хозяйском доме учтено все то, о чем говорилось при описании расположения частного дома у древних. Поэтому мы здесь рассмотрели только хозяйственные постройки.

Во всех виллах, а также и в некоторых городских домах, я располагал фронтон на переднем фасаде, где главные двери, ибо такие фронтоны подчеркивают вход в дом и весьма содействуют величию и великолепию всего сооружения, поскольку благодаря этому передняя часть выдается над остальными, не говоря о том, что фронтоны оказываются весьма подходящими для эмблем или гербов строителей, которые обычно помещают на середине фасада.

Древние также применяли это в своих постройках, как это видно по многим остаткам храмов и других общественных сооружений, для которых они, как я говорил в предисловии к первой книге, весьма вероятно, заимствовали общую композицию и отдельные правила от частных построек, то есть от жилых домов. Витрувий в последней главе третьей книги учит нас, как делаются фронтоны.

Оглавление:

  1. О соблюдении того, что приличествует частным домам и отвечает их назначению
  2. О расположении комнат и остальных помещений
  3. Об изображениях городских домов
  4. О тосканском атриуме
  5. О четырехколонном атриуме
  6. О коринфском атриуме
  7. О крытом атриуме и о частных домах древних римлян
  8. О четырех колонных залах
  9. О коринфских залах
  10. О египетских залах
  11. О частных домах древних греков
  12. О выборе места для постройки виллы
  13. О размещении строений в вилле
  14. Рисунки вилл некоторых знатных венецианцев
  15. О рисунках, изображающих виллы некоторых знатных особ на материке
  16. О виллах древних
  17. О некоторых композициях в зависимости от различных участков